При проектировании, строительстве и реконструкции зданий вокзалов и аэропортов, необходимо серьезное внимание уделять вопросам звуко- виброизоляции, а также созданию требуемого акустического комфорта в помещениях. Помимо благоприятной акустической атмосферы во время отдыха и ожидания аэрорейсов или поездов, пассажиры должны четко и разборчиво слышать все объявления дикторов.
Вопросы звуко-виброизоляции и акустики в помещениях вокзалов и аэропортов условно могут быть разделены на следующие подзадачи:
- Звуко- и виброизоляция инженерного оборудования: снижение шума от систем вентиляции и кондиционирования, а также прочих прилегающих технических помещений (виброизоляция холодильных машин, шумоизоляция чиллеров и т.п.). При этом объекты защиты — залы ожидания, а также торговые, бытовые и административные помещения вокзала или аэропорта. В качестве примера интересен случай при строительстве нового терминала международного аэропорта в одном из столичных городов. Холодильная машина системы кондиционирования настолько сильно излучала вибрацию, что в достаточно большом помещении магазина беспошлинной торговли, размещенном под ней, персоналу было невозможно работать. Здесь важно то, что при проектировании к вопросам виброизоляции проектировщики отнеслись достаточно снисходительно: во-первых: торговый зал громадный, во-вторых — сам агрегат расположен на кровле, и в-третьих, для магазинов требования по шуму гораздо менее строгие, чем для жилья. В итоге, после запуска системы кондиционирования стало ясно, что для данного агрегата придется предусматривать более серьезную систему виброизоляции. При этом переделка уже запущенного в эксплуатацию агрегата дело всегда более сложное и затратное.
- Комфортная акустическая среда в помещениях залов ожидания и прочих рекреационных зонах транспортного узла.
В действующем СНиП пока нет конкретных требований к акустическим параметрам помещений вокзалов и аэропортов. Поэтому при проектировании каждый заказчик определяет такие требования самостоятельно, в т.ч. опираясь на многолетний европейский опыт. Для проектирования шумоизоляции между помещениями данных объектов применяются методики, приведенные в Альбоме инженерных решений «Звукоизолирующие системы GYPROC» для гостиниц, офисов и кинотеатров». Данный Альбом содержит новый и эффективный метод проектирования данных объектов (более подробно cм. Статью в журнале Технологии Строительства № 6-7 2013 год). В Альбоме приведены подробные схемы различных вариантов звукоизоляционных конструкций с указанием перечня необходимых материалов для их устройства.
Виброизоляция инженерного оборудования выполнятся согласно схемам из разделов 6-7 Альбома инженерных решений Acoustic Group «Звукоизолирующие конструкции». Для решения задач по виброизоляции применяются материалы семейства эластомеров из полиуретана Sylomer и Sylodyn, а также пружинные виброизоляторы Isotop и виброподвесы Виброфлекс М8.
Для создания акустического комфорта в помещениях залов вокзалов и аэропортов на стенах и прежде всего потолках применяются звукопоглощающие материалы различного типа. Это могут быть панели с покрытием из натурального шпона Decor Acoustic, панели из прессованного древесного волокна Heradesign, акустические потолки и стеновые панели Ecophon, перфорированные гипсовые плиты Gyptone и Rigitone Air. В технических помещениях для снижения уровня шума применяются негорючие панели CаундЛюкс.
Также в помещениях большого объема для общего снижения шума и повышения акустического комфорта может применяться напыляемое покрытие SonaSpray.